НИКО
Сувениры
Наши макеты
Тел. 8 (916) 203-33-24
В марте 2009 года в магазине-клубе «Техника Молодежи», что находится в торговом центре Олимпийского стадиона в г. Москве, была впервые выставлена на всеобщее обозрение одна из работ нашей фирмы – действующий макет железной дороги в масштабе 1:87.
    Макет расположен в торговом зале моделей железных дорог и является постоянным экспонатом, демонстрирующим богатую гамму возможностей данного вида моделизма и, не в последнюю очередь, украшением и особенностью всего магазина.
В отличие от многих других проектов НИКО данный макет имеет несколько особенностей и новшеств, с которыми мы хотим вас познакомить.
ИДЕЯ

  В основу технического задания легла идея разместить на площади 2700х1000мм двухуровневый действующий макет с автоматическим движением двух-трех поездов. На макете должны демонстрироваться рельсы, здания, декор и разнообразные комплектующие для декоративного оформления макетов и диорам. Кроме того, на путях макета должна быть предусмотрена возможность проверки подвижного состава, продающегося в магазине.
 Макет должен быть выполнен в наиболее распространенном масштабе и иметь наиболее привлекательный внешний вид.
 Обязательными элементами должны быть станция, населенный пункт, разноуровневый ландшафт, светофорная сигнализация и действующий переезд.
Предварительное техническое задание и первоначальная схема путей были готовы в октябре, и мы уже были готовы к реализации проекта, учитывая то, что макет должен был быть сдан к ежегодной выставке моделей в ТЕХНИКЕ МОЛОДЕЖИ, т.е. через три месяца.
   Однако, в связи с появившейся возможностью несколько увеличить площадь макета, а, следовательно, расширить функциональные возможности, нами в кратчайшие сроки был пересмотрен проект и предложена более сложная концепция движения.
В результате в рамках уже сверстанного бюджета к началу работ появилось доработанное окончательное ТЗ.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    В связи с расширением макета до 1м 30см появилась идея разъединить магистральные пути непосредственно макета и пути проверочной зоны, которая была конструктивно выделена в отдельный сектор и составила единое целое с закрытым пультом управления и отсеками хранения как подвижного состава, так и его упаковки.
    Кроме того, появилась возможность расширить деповскую зону и организовать на ее путях собственное независимое движение.
   



В результате возможное количество двигающихся управляемых поездов достигло пяти единиц, что для макета такой небольшой площади весьма
неплохой показатель.
    Одновременно, дополнительная площадь позволила разместить не только целый заводской комплекс, депо, элементы горного ландшафта, но и большой арочный мост.
   В результате мы получили четырехуровневый макет с динамичным насыщенным движением, на котором удалось показать многие элементы ландшафта и городской застройки.

ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ И ЗОНА ТЕСТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ

    Из-за особенностей обзора конструктивно макет был разделен на две зоны.
    Фронтально макет развернут ниспадающим ландшафтом к зрителю, находящемуся с внешней стороны витрины. А вот пульт управления, и тестовые пути находятся в закрытом отсеке со стороны торгового зала.
    В закрытом виде тестовый отсек - это просто отделочные панели, а в открытом – откидной стол с закрепленными на нем рельсами. Причем зона разделена надвое. В левой части пульт управления макетом, силовая часть, цифровая станция и тестовые рельсовые пути наиболее ходовых масштабов. В правой части – крупномасштабные рельсы и зона хранения резервного подвижного состава, а также откидной отсек хранения упаковочной тары.
   Такая конструкция была нами спроектирована и применена впервые, поэтому мы столкнулись
с определенными сложностями. С одной стороны нужно было соблюсти единую эстетику, с другой - в ограниченном пространстве разместить выдвигающийся силовой блок, пульт управления, обзорное окно, полки для моделей и собственно рельсы. При этом удалось добиться жесткости при отсутствии ограничивающих открывание штанг, которые явно мешались бы при операциях проверки.
Конструкция подмакетника была нами выбрана исходя из того, что макет должен был устанавливаться на опоры с роликами, при этом иметь определенную жесткость и прочность, так как предполагалось оборудование макета довольно тяжелым колпаком с собственной подсветкой и раздвижными стеклами. Испытанная нами клееная фанерная однообъемная конструкция идеально подошла для этого проекта.
В последствии были дополнительно усилены и перенесены узлы крепления опор макета из-за большей, чем предполагалось нагрузки от остекления.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

   Второй существенной отличительной особенностью макета является система управления движением.
    Для достижения безаварийной работы автоматики и движения поездов нами была взята за основу аналоговая система, как хорошо зарекомендовавшая себя на макетах с автоматическим постоянным алгоритмом и жесткими условиями эксплуатации.
  В отличие от предыдущих проектов на этом макете применена чисто электронная система управления движением и сигнализацией. Основу этой системы составляют универсальные электронные блоки собственной разработки. Необходимость такой разработки была обусловлена требованием к максимальной надежности работы всей системы, что и было впоследствии подтверждено эксплуатацией макета. На протяжении нескольких месяцев ежедневной работы макета не произошло ни одного сбоя по вине ненадежной работы автоматики.
    При применении данных блоков отпадает необходимость в применении каких-либо датчиков контроля. На макете просто нет ни одного датчика.
    Схемотехнические решения, лежащие в основе разработки, позволяют управлять плавным разгоном и торможением, семафорной и светофорной сигнализацией, реверсивным движением, переездами, временными параметрами и пр.
  При этом блоки оказались настолько гибки в регулировании параметров и чувствительны, что поначалу пришлось изрядно повозиться с их настройкой и наладкой движения, что, однако, существенно помогло окончательному процессу доведения электронной схемы до нужного уровня.
В результате мы добились следующего алгоритма движения.
 На магистральных путях постоянно курсируют три поезда, замедляясь до полной остановки у островной платформы вокзала. По истечению заданного времени остановки поезда плавно отправляются  на разрешающий сигнал светофора, останавливаясь только на запрещающие сигналы других светофоров, расположенных по всему замкнутому контуру. При этом временные задержки отрегулированы так, чтобы в поле зрения всегда находились не менее двух составов, с приоритетом одновременного встречного движения. На одной из разворотных петель находится двухпутный скрытый обгонный пункт с четвертым составом, на котором поезда попеременно сменяют друг друга.
    На другом контуре курсирует маневровый локомотив, имитируя деповскую работу с заездом в депо через автоматически переключающуюся стрелку и выходом на первый путь главной станции.
    Железнодорожные пути пересекаются в одном уровне с автодорогой на оборудованном шлагбаумом и светофорами переезде. Работа переезда и  алгоритм движения поездов поддерживаются автоматически.
    Режимы работы и параметры движения регулируются  по желанию с пульта управления.

АРХИТЕКТУРА, СООРУЖЕНИЯ И ФУРНИТУРА

 На макете установлены здания точного масштаба с внутренним освещением и наружной подсветкой фасадов.
    Автодороги и площади оборудованы фонарями ночного освещения.
     Мосты и подпорные стенки – серийного производства.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАКЕТА

 

   Типоразмер      НО

    Масштаб      1:87

   Эпохи       II-V

   Тема       Европа

   Размеры макета     2600х1350мм

 

   Система управления     аналоговая

   Управляющие электронные блоки  программируемые модули   фирмы НИКО

   Количество управляемых составов  5

   Количество локомотивов    5

   Количество вагонов     20

   Путевая схема      два независимых контура

    Количество уровней     4

    Длина путей      25 метров

   Количество стрелочных переводов  12

   Режимы освещения     дневной и ночной

    Особенности  конструкции   встроенная зона тестирования моделей

 

ПРОИЗВОДИТЕЛИ МАКЕТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ

 

   Рельсовый материал     FLEISCHMANN

   Подвижной состав     FLEISCHMANN, BRAWA, ROCO, GЬTZOLD

   Светофоры, освещение, переезд   VIESSMANN

   Строения      FALLER, VOLLMER, KIBRI, AUHAGEN

   Мосты       KIBRI, FALLER

   Фигурки      PREISER, NOCH

   Автомобили      RIETZE, HERPA, BUSCH

   Декор       NOCH, BUSCH, JORDAN

 

Макет железной дороги для магазина – клуба Техника Молодежи

НИКО Миниатюрные железные дороги

 

НИКО - Первое Творческое Объединение профессиональных моделистов.